Социальный педагог - это не учитель с базовым образованием предметника, это педагог немного другого профиля, владеющий основами юридических и психологических знаний; специалист, способный не только увидеть проблему ребенка, но и помочь ему найти её решение.
Социальный педагог работает с различными категориями:
- Малообеспеченными и многодетными семьями.
- С детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.
- С учащимися, состоящими на профилактическом учете (учете ОДН, КДН, на внутришкольном учете).
- С детьми, оставшимися без попечения родителей.
- С детьми с ограниченными возможностями.
По роду своей деятельности, социальному педагогу приходится осваивать различные социальные роли и менять их в зависимости от ситуации и характера решаемой проблемы. Он может выступать как посредник, связующее звено между личностью и государственными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о ребенке; защитник растущей личности, ее законных прав; консультант, наставник, который на протяжении ряда лет как бы «ведет» ребенка и его семью, осуществляет социальный патронаж, заботиться о формировании нравственных, общечеловеческих ценностей; социальный терапевт, который помогает разрешать конфликтные ситуации своих подопечных, содействует им в контактах с нужными специалистами.
Основной целью в работе социального педагога является защита социальных прав и интересов личности детей, выявление педагогических детей для профилактической работы с ними. Дети – инвалиды, опекаемые, дети из малообеспеченных семей пользуются следующими льготами: получают учебники. Малообеспеченные дети принимают участие в акции «Собери ребенка в школу». Выпускники школы получили материальную помощь.
- забота и помощь детям, испытывающим те или иные жизненные трудности (проблемы обучения, развития личности, общения и т. д.)
- своевременное выявление и предупреждение конфликтных ситуаций в ученической среде, негативных тенденций в развитии личности ребёнка
- предупреждение семейного неблагополучия, социального сиротства, насилия в отношении детей и профилактика асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений обучающихся, пропаганда ЗОЖ
- повышение педагогической и правовой культуры всех участников образовательного процесса и родителей
- посредничество между личностью обучающегося, семьёй, средой, специальными социальными службами, ведомственными и административными органами
- создание базы данных по накоплению материалов, отражающих динамику коррекции детей, имеющих отклонения в поведении
- вовлечение детей, имеющих отклонения в поведении в сферу положительного воспитательного воздействия (общешкольные мероприятия и акции, социальные проекты, кружки и спортивные секции)
- уменьшение пропусков уроков обучающимися без уважительной причины
- снижение числа детей и подростков, состоящих на всех видах учёта
- уменьшение количества правонарушений
- благополучная социализация обучающихся после окончания образовательного учреждения
- защита прав детей (выявление и поддержка тех, кто нуждается в защите, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
- профилактика социального сиротства, семейного неблагополучия)выявление детей «группы риска», изучение медико-психологических и социально-педагогических особенностей личности учащихся, условий их жизни, специфики микросреды
- осуществление профилактической работы по предупреждению школьной и социальной дезадаптации, девиантного и делинквентного поведения
- профилактика и разрешение конфликтных ситуаций с участием несовершеннолетних
- осуществление правового просвещения учащихся; формирование у детей и подростков навыков здорового образа жизни, безопасного и ответственного поведения
- взаимодействие с семьями учащихся, с психологами, учителями, классными руководителями с целью совместного решения проблем воспитания и развития личности ребенка
- взаимодействие с правоохранительными органами, службами социальной защиты и занятости населения, медицинскими учреждениями, общественными, благотворительными организациями
- участие в работе педагогических советов и методических объединений
- совет профилактики школы
- родительские собрания
- лекции
- диагностика
- индивидуальные и групповые консультации
- изучение документации
- беседа
- час общения
- наблюдение
- тестирование
- анкетирование
- анализ
- консультирование
- индивидуальная работа
- групповая работа
- диагностика
- Из положения о совете профилактики
- Статья «Искусство и здоровье»