Эксперимент по использованию
модульно-рейтинговой технологии при изучении математики, физики и химии на профильном уровне
В 2011-2012 учебном году завершила работу экспериментальная площадка «Модульно-рейтинговая технология в условиях профильного обучения», подтвердив свою эффективность. Положительным итогом можно считать высокие результаты ЕГЭ по математике и химии за 2009-2010 учебный год, 2011-2012 учебный год, формирование у старшеклассников готовности к получению высшего профессионального образования, а также обобщение и распространение опыта педагогами, задействованными в эксперименте, через публикации статей, участие в конкурсах профессионального мастерства (Т.В.Зиновьева-победитель городского конкурса методических разработок, в номинация «Педагог профильной школы» (2011 год), лауреат городского конкурса «Учитель года-2012»). За эффективную деятельность педагоги отмечены благодарственными письмами КРИПКиПРО.
По итогам эксперимента опубликован сборник программ. В сборнике представлены рабочие модульные программы профильных предметов естественнонаучного цикла, математики, русского языка для 10-11 классов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС среднего (общего) образования, с принципами модульно-рейтинговой технологии. Успешное апробирование данных программ прошло в течение 2008-2011 г.г. в четырех школах города Кемерово. Сборник адресован педагогам, заместителям директоров общеобразовательных учебных заведений, методистам. В сборник вошли программа по математике Т.М.Винниковой, программа по химии Т.В.Зиновьевой.
На данный момент в 10-11 классах востребованными являются следующие элективные курсы:
• курс «Клетки и ткани», реализация которого проводится с целью комплексного осмысления знаний в области биологии, расширяет знания по цитологии и гистологии, помогает учащимся в подготовке к ЕГЭ;
• курс «Основы логики» вводится для развития логического мышления, для отработки решения содержательных логических задач, знакомства с элементами математической логики, курс восполняет программу «Информатика и ИКТ» Н.Д. Угриновича, ориентирован на подготовку к ЕГЭ по предмету «Информатика»;
• курс «Взаимное пересечение геометрических тел» углубляет содержание основного курса черчения, усиливает его геометрическую и конструктивную направленность, предоставляя учащимся, возможность познакомится с основами начертательной геометрии как прикладной математической науке необходимых в конструкторской практике. Творческий потенциал личности развивается посредством включения обучающихся в различные виды деятельности, связанные с применением графических знаний и умений в процессе решения проблемных ситуаций и творческих задач,
• в качестве «надстройки» профильных учебных предметов, для усиления практической направленности курсов через решение задач повышенной сложности, для систематизации знаний по физике и химии организован курс «Решение нестандартных задач по физике», «Решение нестандартных задач по химии».
Эффективность курсов подтверждается результатами ЕГЭ, не имея профильной направленности по биологии и информатике выпускники все переступили минимальный порог, имеются результаты выше 80 баллов.
Начиная с шестого класса, ведётся пропедевтический курс по физике, с седьмого класса «Введение в химию». В 9-х классах осуществляется предпрофильная подготовка, обучающимся предоставлен выбор индивидуального маршрута из довольно широкого спектра авторских курсов. Девятиклассникам предложены курсы, направленные на формирование готовности к осознанному выбору профессии, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда:
- «Я в мире других людей»,
- «Диагностика в профильной подготовке»,
- «Экология в экспериментах» (курс способствует расширению методов научного познания природы, формированию умений, связанных с выполнением учебного исследования),
- «Экспериментальная химия» (курс направлен на создание условий для формирования и развития у обучающихся интеллектуальных и практических умений в решении задач, позволяющих применять полученные знания в быту).
Учебный план профильного обучения обеспечен кадрами соответствующей квалификации и соответствующего своей должности уровня образования.
В профильных классах школы работают учителя высшей и первой квалификационных категорий.
1. Результаты ЕГЭ по профильным предметам выше, чем в городе.
2. Поступление в вузы 100%, выбранный профиль оправдан зачислением на факультеты, связанные с профильными предметами - математика, физика и химия.
В 2011 году Зиновьева Татьяна Владимировна стала финалистом городского конкурса методических разработок в номинации «Педагог профильной школы» и участником областного конкурса «Педагогические таланты Кузбасса». Методическое пособие, заявленное на конкурс, представляет собой обобщение опыта работы методической площадки.
Методическое пособие «Преподавание курса органической химии с использованием технологии модульно-рейтингового обучения» Зиновьевой Татьяны Владимировны, учителя химии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №28» содержит теоретико-методологическое исследование данной технологии в педагогической теории и практике.
Методическое пособие раскрывает сущность модульно-рейтинговой технологии обучения и способы её использования при обучении органической химии в классах физико-химического профиля, и предназначено для учителей, работающих в профильных классах.
Практическая значимость пособия определяется тем, что в пособии рассмотрены педагогические условия реализации модели модульно-рейтингового обучения и дидактического контроля качества знаний и умений учащихся; разработано научно-методическое сопровождение новой технологии обучения и дидактического контроля по рейтинговой системе оценки качества знаний, умений учащихся.
Технология включает в себя новый подход к организации учебной деятельности учащихся. Благодаря открытости методической системы учителя, заложенной в модуле, добровольности текущего и гласности итогового контроля, возможности свободно осуществлять самоконтроль и выбирать уровень усвоения, отсутствию жесткой регламентации темпа изучения учебного материала, выполняется гуманистический принцип направленности на ребенка. Таким образом, создаются благоприятные морально-психологические условия, в которых ребенок ощущает себя свободным, защищенным, уверенным в своих силах. обеспечит возможность дальнейшего успешного самообразования, самостоятельности и самоопределения личности.
Преподавание курса химии с использованием новой технологии, подтвердило свою эффективность. Средний балл ЕГЭ по химии выпускников 2010 года выше среднего балла по г.Кемерово среди учащихся профильных классов. Выбор обучающимися специальностей в вузах соотносится с выбором профиля. У участников эксперимента повысился интерес к научно-исследовательской деятельности. Их проекты были представлены на городских научно-практических конференциях «Интеллектуал», «Юниор», на Объединенной конференции студентов и школьников «Техника и технология: взгляд молодых» КемТИПП, работы отмечены дипломами и сертификатами.
Средний тестовый балл по ЕГЭ-2010
В 2011 году выпускников в МБОУ «СОШ №28» не было.
Средний тестовый балл по ЕГЭ-2012
Средний тестовый балл участников ЕГЭ-2012
по типам образовательных учреждений
Рейтинг предметов,
по которым выпускники предпочли сдать экзамены